Магада́н — город на Дальнем Востоке России. Административный центр Магаданской области, образует муниципальное образование «город Магадан».
Население — 95,9 тыс. человек (2010 год). Расположен в районе вечной мерзлоты, вокруг сопок на берегу Тауйской губы Охотского моря, на перешейке, соединяющем полуостров с материком между бухтами Нагаева и Гертнера. Климат суровый с коротким летом, на которое приходится период белых ночей.
Промышленность основана на энергетике и рыболовстве. Имеются университет и региональный центр ДВО РАН. Начало федеральной автодороги «Колыма»; морской порт местного значения; международный аэропорт.
Основан как рабочий посёлок для освоения полезных ископаемых Колымского края в 1929 году, статус города с 1939 года. До 1950-х годов был центром управления Севвостлага. Название предположительно от орочского «монгодан», означающего морские наносы.
Река Магаданка делит город на две части. Исторический центр образуют ансамбли зданий, построенные в 1950-е годы по проектам ленинградских архитекторов в стиле неоклассицизма.
История
Происхождение топонима
“
Откуда взялось название, до сих пор точно не известно. По одной из версий оно произошло от эвенского слова «монгодан» — морские наносы, по другой — «монгот» — высохшее дерево, тогда «монгодан» — скопление сухих деревьев, по третьей — от прозвища бедного эвена Магды — «трухлявого пенька», обитавшего здесь когда-то[4].
”
Основание города
В ХХ веке в связи с поиском новых мест добычи драгоценных металлов возрос интерес русского правительства к Чукотке и Охотскому побережью. На окраину России снаряжалось несколько экспедиций, но промышленного золота обнаружено не было. В 1915 году в бассейне Среднекана старатель-одиночка Шафигулин по прозвищу Бориска нашел первое на Колыме золото. В 1926 году экспедиция С. В. Обручева установила благоприятные геологические условия для залегания этого металла.
Через два года Первая Колымская экспедиция Ю. А. Билибина положила начало детальному изучению Колымы. Достоверные сведения об экономике края были получены гидрографической экспедицией И. Ф. Молодых, который рекомендовал бухту Нагаева как удобную для сооружения порта и исходную точку строительства дороги.
13 октября 1928 года Ольский райисполком принял решение о постройке Восточно-Эвенской (Нагаевской) культбазы, а 22 июня 1929 года началось строительство жилых домов, школы, ветеринарного пункта, больницы и здания интерната[5].
Посёлок Магадан на месте будущего города был основан в 1929, городом стал 14 июля 1939[6], с 1954 — областной центр Магаданской области. В 1930—1934 годах был центром Охотско-Эвенского национального округа.
Когда в ноябре 1931 г. на пароходе «Славстрой» прибыли демобилизованные солдаты Дальневосточной армии, население увеличилось сразу с 500 до 2000 человек. Появился палаточный — «ситцевый» городок, а палаточная улица была названа именем командующего Дальневосточной армией В. К. Блюхера (сейчас — улица Нагаева).
Горняки и геологи нуждались в продовольствии и оборудовании, а доставка грузов по вьючной Ольской тропе и затем сплавом по Малтану и Бахапче занимала много времени. В ноябре 1931 г. был создан Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы «Дальстрой» (c 1938 г. — Главное Управление строительства Дальнего Севера НКВД СССР «Дальстрой»)[7], первоначальной задачей которого было строительство дороги с Охотского побережья к приисковым районам.
14 июля 1939 года рабочий посёлок преобразован в город. Эту дату принято считать годом рождения Магадана, хотя он был заложен десятью годами раньше.
«Дальстрой», Севвостлаг
Основные статьи: Дальстрой, Севвостлаг
Решение о создании «Дальстроя» принималось Политбюро ЦК ВКП(б) с целью освоения разведанных месторождений и на основе перспективных оценок, сделанных геологоразведочными и геологопоисковыми экспедициями, работавшими в районах Колымы во второй половине 1920-х — начале 1930-х годов.
11 ноября 1931 года вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О Колыме», которым было предписано образовать на Колыме «специальный трест с непосредственным подчинением ЦК ВКП(б)». 13 ноября 1931 года организован Государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы — «Дальстрой»[8]. 4 марта 1938 года Постановлением СНК СССР № 260 государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы «Дальстрой» передаётся в ведение НКВД СССР с преобразованием его в Главное Управление строительства Дальнего Севера НКВД СССР «Дальстрой»[9].
В целях обеспечения имеющихся и планируемых работ «Дальстроя» на территориях, где постоянное население ранее практически отсутствовало, на основании приказа ОГПУ от 01.04.1932 г. № 287/с[10] был создан Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь (Севвостлаг или УСВИТЛ). Первый этап заключённых (не менее 100 человек) прибыл в бухту Нагаева на пароходе «Сахалин» вместе с другими вольнонаёмными работниками гостреста и стрелками военизированной охраны 4 февраля 1932 года. Затем, с открытием навигации 1932 г. в бухту Нагаева начался массовый завоз заключённых. К концу этого же года их было завезено более 9 тысяч. Все заключённые первоначально использовались в основном на строительстве Магадана и Колымской трассы.
В первую очередь — силами заключённых «Дальстрой» был превращён в крупнейшую хозяйственную организацию страны, выполнявшую и перевыполнявшую поставленные перед ней задачи по промышленному освоению Колымы.
29 ноября 1951 года был подписан приказ МВД № 00830 «Об упорядочении структуры органов МВД и ИТЛ на территории Дальстроя», которым УМВД по «Дальстрою» упразднялось с передачей всех его функций «соответствующим аппаратам Дальстроя». На этом УИТЛ «Дальстроя» (бывший Севвостлаг, УСВИТЛ) прекратил своё существование в качестве структуры МВД.
3 декабря 1953 года на территории «Дальстроя» была образована Магаданская область, город стал её административным, экономическим, научным и культурным центром.
29 мая 1957 года на основании принятого Верховным Советом СССР Закона «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» «Дальстрой» был упразднён — вместо него был образован Магаданский экономический район, руководимый совнархозом.